Банк России выявил факты, когда клиентам вместо банковских кредитов оформляли микрозаймы. Речь идет о шести кредитных организациях, включая две системно значимые. Пресс-служба регулятора сообщила, что банки предлагали заемные средства через дистанционные каналы, но при этом не информировали клиентов о том, с кем именно заключается договор - с банком или его дочерней микрофинансовой организацией.
По данным ЦБ, такая информация либо вообще не предоставлялась потребителям, либо доводилась недостаточно четко. В результате клиенты часто не понимали, какой именно продукт они оформляют - кредит или заем, и на каких условиях. Регулятор подчеркивает, что подобные практики подрывают доверие к финансовому рынку, поскольку фактически лишают заемщиков возможности осознанного выбора.
Банк России уже направил кредитным организациям требование изменить подходы к информированию клиентов. Срок для выполнения этих требований установлен единый для всех участников рынка.
Среди банков, имеющих собственные микрофинансовые или микрокредитные организации, - Альфа-Банк, Т-Банк, Совкомбанк, ОТП Банк, а также "Русский стандарт", "Синара", "Уралсиб", Экспобанк и "Ак Барс". Кроме того, дочерние банки и МФО создали такие маркетплейсы как Wildberries и Ozon.
Объем займов, выданных российскими микрофинансовыми организациями в 2024 году, вырос более чем в 1,5 раза, достигнув 1,5 трлн рублей. Такой рост во многом обеспечен компаниями, связанными с крупнейшими маркетплейсами и банками. Как отмечает ЦБ, банковские МФО имеют преимущество за счет более доступного фондирования, что позволяет им предлагать займы по ставкам в среднем на 25% ниже, чем у остальных микрофинансовых организаций. Это делает их предложения более привлекательными для граждан.
По данным ЦБ, такая информация либо вообще не предоставлялась потребителям, либо доводилась недостаточно четко. В результате клиенты часто не понимали, какой именно продукт они оформляют - кредит или заем, и на каких условиях. Регулятор подчеркивает, что подобные практики подрывают доверие к финансовому рынку, поскольку фактически лишают заемщиков возможности осознанного выбора.
Банк России уже направил кредитным организациям требование изменить подходы к информированию клиентов. Срок для выполнения этих требований установлен единый для всех участников рынка.
Среди банков, имеющих собственные микрофинансовые или микрокредитные организации, - Альфа-Банк, Т-Банк, Совкомбанк, ОТП Банк, а также "Русский стандарт", "Синара", "Уралсиб", Экспобанк и "Ак Барс". Кроме того, дочерние банки и МФО создали такие маркетплейсы как Wildberries и Ozon.
Объем займов, выданных российскими микрофинансовыми организациями в 2024 году, вырос более чем в 1,5 раза, достигнув 1,5 трлн рублей. Такой рост во многом обеспечен компаниями, связанными с крупнейшими маркетплейсами и банками. Как отмечает ЦБ, банковские МФО имеют преимущество за счет более доступного фондирования, что позволяет им предлагать займы по ставкам в среднем на 25% ниже, чем у остальных микрофинансовых организаций. Это делает их предложения более привлекательными для граждан.